Наш «Идиот» (размышление о романе «Идиот» в рамках одноимённого сериала В. Бортко) | Немного обо всём
июня
22
2009

Наш «Идиот» (размышление о романе «Идиот» в рамках одноимённого сериала В. Бортко)

Конкурсная работа.

Автор: Голиков Олег (Бардо)

После продолжительного знакомства с нашей постперестроечной кинематографией, которая продолжает поднимать скелеты из тёмного ила криминальной революции, хочется уяснить, что же такое высокохудожественное произведение для экрана?

Безусловным критерием коммерческого содержимого фильма, является грамотно выстроенная сюжетная линия, обеспечивающая движение зрительского интереса вперёд, к развязке. Однако главная ценность современного публичного искусства, каковым являются сериалы или фильмы — не допускать в процессе  просмотра возникновения и развития  срамных качеств души, таких как алчность, похоть, зависть, страдание от собственного материального неблагополучия или желание поучаствовать во всеобщем грабеже.  Второй признак чистоплотности фильма — пробуждение у читателя светлых и добрых чувств, изрядно подзабытых в забеге за куском послаще, но из-за этого ещё более драгоценных по своей сути. И об этом хотелось бы рассказать поподробнее.

«Главная мысль романа — изобразить положительного прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь...» — писал Достоевский, когда работал над «Идиотом». И свою социально-эстетическую миссию в девятнадцатом веке  роман выполнил на все сто — не было до него столь пугающе-откровенных в своих помыслах и делах литературных типажей, которые бы вызывали столь широкую палитру чувств у читателя — от восхищения до искренней жалости, граничащей с презрением. «Изобразить прекрасного человека» великому мастеру удалось  и даже с запасом. Роман и в наши дни  предстаёт неким невиданным заповедником христианской доброты в крайнем её проявлении, а заодно продолжает будоражить тех, кто впервые прочитал книгу или посмотрел одноимённый сериал, весьма непростым библейским вопросом, а стоит ли «быть как дети?..»

Современные люди сложного виртуально-информационного мира блуждают впотьмах в неосознанных поисках  светлого образа, на который можно было бы опереться в минуты одинокой бесприютной печали, наступающей каждый раз, когда они остаются одни. И, к счастью, выход пока ещё есть...

В 2003 году на экране вышел многосерийный фильм «Идиот», поставленный Владимиром Бортко по роману Достоевского. Говорить про блестящую игру актёров и исключительно профессиональную режиссёрскую работу в рамках этой статьи не стоит — хотелось бы затронуть социально-психологическое воздействие фильма на современное общество  с его хаотичными метаниями «из огня да в полымя».

«... в наш век негодяй, опровергающий благородного, всегда сильнее, ибо имеет вид достоинства, почерпаемого в здравом смысле, а благородный, походя на идеалиста, имеет вид шута» (Ф.Достоевский), и эта актуальная цитата из «Дневников» великого писателя, похоже, легла в основу главной режиссёрской идеи фильма.

Увидев образ благородного идеалиста, не всегда руководствующегося здравым смыслом и материальной выгодой, способного на искренние порывы души, современный зритель, вопреки ожиданиям многих «эстетов» и юродствующих «пророков», массово  «пошёл  на контакт». Мало кого можно было в своё время заставить самостоятельно прочитать роман до конца, но с экрана Мышкин в совершенно мистическом исполнении Миронова вдруг «ожил» и стал тихой скороговоркой  говорить такие вещи, от которых порой волосы становятся дыбом, а иногда и слёзы наворачиваются на глаза.

Возвращение к классике в таком формате, который демонстрирует  фильм «Идиот» — это явление, которое вселяет крепкую надежду на лучшее культурное будущее нашей страны. Надежду того порядка, о которой в своё время говорил Сталкер возле комнаты, исполняющей желания. Фильм «Идиот» — очень своевременное воскрешение героев Достоевского в смысле расширения культурного самосознания, чего, к сожалению, уже не скажешь о современной экранизации «Преступления и наказания», и тем более о совсем недавно вышедшем на экран фильме «Братья Карамазовы».

Посмотрев последнюю серию телевизионного шедевра Владимира Бортко, хочется немного полежать в тишине, чтобы удержать в себе тонкую паутину тихой грусти, навеянную  душещипательной  финальной сценой.

Наш грохочущий железом и плюющийся нефтяными парами мир, по преимуществу, жесток и смраден. Именно поэтому живущим в нём сегодня так необходимы потоки свежего воздуха, неважно, откуда они явятся — из только что прочитанной новой книги, или из просмотренного хорошего фильма, после которого не возникает желания для очищения душевной грязи  принять условный душ.

Противопоставить своё творчество столетию, которое для того, чтобы  снять на мобильный телефон казнь старика Хусейна так лихо ухлопало  нью-йоркские небоскрёбы, возведя коварство и преступление в героизм, а пошлость и разврат в норму жизни — вот достойная задача для последних героев культуры.

_____________________________

Спонсоры блога:

Недвижимость в Петербурге и все вопросы, касающиеся этой области, на аналитическом портале kwartiras.ru.

Leasingworld.ru: всё о том, каким должен быть договор лизинга и как избежать ошибок в его оформлении.
Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

14 комментариев »

  • Да, Миронов сыграл просто великолепно!..

    Хорошая статья.

    Комментарий | 23 июня 2009
  • Да Бардо вапще мощен. :) Када-нить я про него напишу, как про писателя. А может даже интервью сваяю. :grin:

    Комментарий | 23 июня 2009
  • Stasi

    Машков — неотразим, Бардо — пафосен. :wink:

    Комментарий | 23 июня 2009
  • >А может даже интервью сваяю.

    to Тигра :)

    >Бардо — пафосен

    to Stasi: Есть такое дело ;)

    Комментарий | 23 июня 2009
  • Лёка

    мысль Автора витает в эмпиреях,

    язык статьи чуток витиеват.

    блуждаю я в словесных галереях,

    Бардо — писатель в этом виноват.

    :???:

    А теперь серьёзно.

    Критерий — это какой-то признак, по которому проводят сравнительную оценку двух сопоставимых явлений. Что такое «коммерческое содержимое фильма», и с чем его сопоставляет автор — не совсем понятно.

    Далее, автор, похоже, перепутал ценности и цели публичного искусства. «Не допускать!..» — это цель. Ценность — это нечто иное, например, благородство, искренность и др.

    И буквально там же: «второй признак чистоплотности фильма...» Простите, я, видимо, что-то пропустила: а где первый?!

    Наконец, Автор к середине статьи заявил такую тему: «социально-психологическое воздействие фильма на современное общество».

    По-моему, Автору не удалось глубоко раскрыть эту тему. Скорее, тема затронута вскользь. Что тому виной? — может, ограниченный условиями объём статьи, может — недостаток времени у Автора.

    В результате я остаюсь с ощущением некоторой незавершённости: было обещано много и вкусно, а попробовать так и не довелось.

    Комментарий | 23 июня 2009
  • Эх, Алёна... Ну, ты может быть знаешь мою страсть к ныне живущим писателям? ;) Я так и норовлю навязаться им в друзья, написать про них и вообще всячески контактировать на тему творчества ихнего. Профессиональный зуд, панимаш!

    Комментарий | 23 июня 2009
  • читатель

    Фильм хорош. Каким бы языком о нем ни говорили, хоть пафосным, хоть матерным. Спасибо автору за то, что напомнил о существовании этого замечательного фильма.

    Комментарий | 24 июня 2009
  • Настя

    Если статья вызывает желание комментировать, это уже означает, что чем-то она хороша. :) На мой вкус — тяжеловато, но может быть это я привыкла читать достаточно бездумно? :grin:

    В любом случае, желаю Бардо удачи!

    Комментарий | 24 июня 2009
  • Насчёт пафоса, господа, ещё немного усилю:

    «О великих вещах нужно говорить величественно...»

    Фридрих Ницше.

    Комментарий | 24 июня 2009
  • Олег, круто. Лучший текст на конкурсе. Давай, давай! :?:

    Комментарий | 26 июня 2009
  • Римма

    Хорошая работа. Но, мне кажется, немного трудновато читается. В общем, глубина мысли вылилась в красочность слов и широту предложений…:-) А еще хотелось бы больше конкретики. Длинная вступительная часть, которая, мне кажется, усложняет понимание… В общем, для философского трактата на тему, что такое «Добро и зло» — как раз то, что надо! А вот для размышлений о романе и экранизации – как по мне, слишком глубоко копаете… :neutral:

    Комментарий | 27 июня 2009
  • Бардо, гат такой, выбрал прекрасную тему, выбрал нужную тональность и... наштамповал статью пафосными штампами. Порицаю! Может лучше, в разы лучше. :cool:

    Комментарий | 16 июля 2009
  • ...пролетел! :?:

    Комментарий | 2 августа 2009
  • Ну, не могу отрицать, что к Вам, Господин Писатель, у меня запросы высокие. ;) ЗЫ: Хочукнижку! Где купить и как получить авторгаф?

    Комментарий | 3 августа 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём