Легенды русского советского кинематографа: Андрей Миронов | Немного обо всём
июня
25
2009

Легенды русского советского кинематографа: Андрей Миронов

Афиша фильма "12 стульев"

Афиша фильма "12 стульев"

Конкурсная работа.

Автор: Palmyrra

Нужно ли рассказывать подробно всю богатую биографию актёра, перечислять все его роли, чтобы показать его гениальность?  — совершенно необязательно. Истинный талант виден в каждой роли, но разные образы дают зрителям возможность увидеть разные его грани.

Одной из ролей, явившихся знаковыми в творческой судьбе Андрея Миронова, была, несомненно, роль Остапа Бендера. Фильм-мюзикл «Двенадцать стульев», вышедший на экраны в 1974 году, стал у советских зрителей самой популярной и любимой экранизацией одноимённого романа Ильфа и Петрова.

В романе «12 стульев» и в кинопостановках образ Остапа Бендера выглядит комичным, как и было задумано его создателями — Ильфом  и Петровым.  Роман был написан по государственному заказу и преследовал важную цель:  перевоспитание мошенников, развенчание их романтического образа в глазах обывателей.

Это имело большой смысл, поскольку переизданный вскоре после революции 1917 года Уголовный Кодекс  исключил мошенничество — вымогательство денег без применения физического насилия — из списка уголовно наказуемых деяний.

Предполагалось, что здоровое советское общество справится с задачей перевоспитания мошенника без ограничения его свободы. Мошенничество было признано «аморальным поступком», и многие жулики времён НЭПа были реабилитированы и освобождены из заключения. В их число попал и «мифический» жулик — Остап Бендер.

Для Андрея Миронова роль Бендера могла оказаться скорее драматической, чем комедийной.  Чтобы понять,  в чём заключался драматизм роли, и как вживался в неё Андрей Александрович, необходимо вспомнить и сопоставить биографию героя романа — Остапа Бендера  — и биографию актёра.

Остап Ибрагимович Бендер-Задунайский, известный так же как Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Бей, появился на свет в самом начале ХХ-го века в Одессе. Неизвестно ничего о семье, в которой родился и вырос герой. «Мой папа был турецко-поданный...» — это единственное, что сообщает о себе Остап.

По некоторым из версий, авторы романа намекали на одесско-еврейские корни своего персонажа. Известно, что в начале тысяча девятисотых годов, спасаясь от погромов, в Одессу бежали многие евреи. Принимая турецкое подданство, они получали торговые льготы и открывали свои лавки и мастерские.

Теперь обратимся к биографии актёра -  Андрея Миронова.  Андрей Александрович Менакер родился 7-го марта 1941-го года в столице. Интересно, что родители зарегистрировали рождение сына восьмым числом. Сами они шутили по этому поводу, что таким способом решили сделать  подарок всем женщинам.

В 1950-х годах в СССР разгорелась антисемитская кампания. Именно тогда пятилетний Андрей получил девичью фамилию матери — Мироновой: так родители пытались оградить ребёнка от опасных ситуаций.

Семейство Менакеров сумело уберечь сына от неприятностей, но вряд ли им удалось скрыть от мальчика атмосферу неприязни и враждебности, которая царила в обществе того времени. Необходимость скрывать своё происхождение и  быть кем-то иным, чем считал себя изначально, должна была оставить серьёзный след в чувствительной к несправедливости детской душе.

Получив роль Остапа Бендера, Андрей Александрович обрёл шанс выразить в фильме какую-то часть собственной истории и собственной трагедии.

Асоциальные поступки, которые совершает Остап Бендер — человек, который с рождения не чувствует себя полноценным членом социума, могут объясняться протестом против неравенства и пренебрежения. Отвергнутый обществом, Ося Бендер в свою очередь отвергает нравственные ценности и устои этого общества.

Кадр из фильма "12 стульев"

Кадр из фильма "12 стульев"

Актёр Миронов-Менакер, познавший непростой опыт антиеврейской кампании на собственном опыте, мог увидеть в Остапе не просто беспринципного мошенника, но отвергнутого волка-одиночку, издевающегося над теми, кто относится к нему с пренебрежением.

Представ перед зрителем в образе Бендера, Миронов сыграл себя — такого, каким он мог бы стать в своё время при менее удачных обстоятельствах.  Актёр играл себя, и играл искренне.  Присмотревшись к игре Андрея Александровича, и прислушавшись к исполняемым им песням,  можно,  помимо напускного веселья, различить горькие и иронические нотки. Эти нотки делают Миронова в мюзикле «Двенадцать стульев»  неповторимым и неподражаемым, придают ему шарм и мрачное обаяние человека, которому «море по колено».

Андрей Менакер сыграл роль Бендера так, что мошенник и изгой  Ося превратился в романтического героя, вызывающего любовь и восхищение публики. Нужно ли говорить банальные и избитые фразы о таланте и актёрском мастерстве актёра?  Наверное, нет. Но можно снять шляпу и несколько секунд постоять в тишине, отдавая дань памяти этому замечательному человеку.

__________________________

Спонсоры блога:

Как и всякое ответственное мероприятие, свадьба требует тщательной организации и подготовки — это лучше всего доверять специалистам в области организации праздников.

Съёмку вашего торжества осуществит профессиональный свадебный фотограф Днепропетровск — качественные и креативные фотографии отразят все важные моменты мероприятия!

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

7 комментариев »

  • читатель

    Вот не люблю рассуждения читать об известных актерах, а тут одним залпом проглотила... С чего бы это?:-)

    Комментарий | 25 июня 2009
  • А как впечатление по остальным текстам конкурса, которые об актерах? ;)

    Комментарий | 25 июня 2009
  • Ксения

    занудно, нет искры

    Комментарий | 26 июня 2009
  • Сосредоточенный

    Спасибо автору. Работа написана с большим уважением к актеру, но есть несколько спорных тезисов.

    Во-первых, фильм Захарова — не мюзикл. Там на каждую из четырех серий максимум по одной песне. Песни, конечно, хороши, но для мюзикла их маловато, не правда ли?

    Во-вторых, кажется мне поспешным утверждать, что Андрей Александрович испытал антиеврейские настроения, царившие якобы в 50-е годы в советском обществе. Неприязнь, враждебность, след в детской душе — это все не более, чем предположения. Напротив, актерская судьба Миронова складывалась очень благополучно. В 22 года — «Три плюс два», в 25 — «Берегись автомобиля» (и Диму Семицветова запомнили все ;) , в 26 — «Бриллиантовая рука» и уже приходит суперпопулярность. А потом еще, через два года — "Достояние республики, потом — «Итальянцы в России». Потом — «Соломенная шляпка», гениальный Фигаро — причем как фильм-спектакль! Не просто спектакль в театре Сатиры, а фильм, который шел на телеэкранах. И уже в 36 лет роль Остапа. Миронов уже был на вершине популярности.

    3. Можно ли говорить, что в роли Остапа Андрей Александрович играл себя? Между актером и образом есть классическое остранение. Большие актеры не возьмутся за роли, подходящие им по размеру и сидящие «с иголочки». Известно, как Миронов он мечтал о сложных драматических ролях в кино. Он поставил «Тени» по Салтыкову-Щедрину, очень непростой в драматургическом смысле и драматически насыщенный, глубокий спектакль.

    Роль в фильме «Мой друг Иван Лапшин»- это просто шедевр драматического мастерства.

    Как бы то ни было, благодарю автора за то, что вспомнил и написал о выдающемся актере. А соображения — и мои тоже — они по определению субъективны :arrow:

    Комментарий | 26 июня 2009
  • Филолог

    Свои мысли о Миронове как актере излагать здесь не буду, потому что говорить о многогранности таланта этого человека можно бесконечно. Позволю себе только обратиться к тексту статьи:

    «Роман был написан по государственному заказу и преследовал важную цель: перевоспитание мошенников, развенчание их романтического образа в глазах обывателей».

    «Андрей Менакер сыграл роль Бендера так, что мошенник и изгой Ося превратился в романтического героя, вызывающего любовь и восхищение публики».

    В этом то и есть великая сила актерской интерпретации! Так что же дало Вам повод утверждать, что Миронов перенес сюда нотки некоей жизненной трагедии. Получается, «12 стульев» – это драма? А в чем же просматривается трагедия? В веселом, рассудительном авантюристе, интриганте и провокаторе Остапе Бендере, которого сыграл Миронов?

    И несколько замечаний по тексту:

    1. «Актёр Миронов-Менакер, познавший непростой опыт антиеврейской кампании на собственном опыте» – будто много слов «опыт».

    2. «Присмотревшись к игре Андрея Александровича, и прислушавшись к исполняемым им песням» – сочинительный союз «и» объединяет 2 деепричастных оборота, так что запятая здесь лишняя.

    3. актерском мастерстве актера… – мягко говоря, некрасивая фраза.

    Комментарий | 26 июня 2009
  • Лёка

    Автор, видимо, не поленился изучить кое-какую литературу, почитал и об истории создания романа, и об истории жизни актёра.

    Видимо, желая проявить оригинальность, и рассказать что-то новое о давно известном и несколько подзабытом, Palmyrra то ли придумала (как предполагают предыдущие комментаторы), то ли «вычислила» некую параллель между Мроновым и Бендером. Права ли в своих догадках Palmyrra — мы уже вряд ли узнаем.

    Но соригинальничать атору удалось!

    :grin:

    Комментарий | 26 июня 2009
  • Хорошая работа. Главное — есть мысль, и она раскрыта. Узнал для себя кое-что новое. Автору респект.

    Не хватает эпиграфа: «Белеет мой парус такой одинокий...» :wink:

    Комментарий | 27 июня 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём