Сергей Бодров: абонент недоступен | Немного обо всём
июля
03
2009

Сергей Бодров: абонент недоступен

Сергей Бодров

Сергей Бодров

Конкурсная работа.

Автор: Becky Sharp

«Ты становишься на углу оживленной улицы и представляешь, будто тебя здесь нет. Точнее, тебя нет вообще. Идут пешеходы, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть, в принципе, мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно»

***

Сергею Бодрову вообще было присуще задумываться о том, о чем среди живых думать не принято. Правильный мальчик из хорошей режиссерской семьи, окончивший МГУ и похожий на наследного принца: умница, модник, предмет восхищения однокурсниц. Казалось, путь Сергея ясен, светел и широк. Что заставляло его постоянно сворачивать на самые глухие и нехоженые темные тропы?

После выхода на экраны фильмов «Брат» и «Брат-2» в Бодрова не плюнул только обезвоженный. Расизм, бандиты, криминальные разборки, низкопробный сюжет, нелепый ура-патриотизм... Кинокритики исходили слюной и недоумением: что это такое? Пародия на западные боевики? Попытка режиссера Балабанова нагадить на голову дяде Сэму? Еще и героя выбрал простого и незамысловатого, как кусок хозяйственного мыла.

Но зритель рассудил иначе. Образ Данилы полюбился всем — от университетской профессуры до уличных торговцев. Полюбился именно за эти незамысловатость и простоту, за доступные рассуждения и за понятные поступки. Такой — не обманет, не бросит, не предаст. Такому — хочется верить.

Повальная популярность Данилы Багрова была совершенно алогична. Что было привлекательного в этом неотесанном антигерое? Показательным в этом смысле стал режиссерский дебют Бодрова, фильм «Сестры», в котором он сыграл незначительную эпизодическую роль. Когда парень в кожаном пиджаке распахивает дверцу своей машины и спрашивает у героини Оксаны Акиньшиной: «Слышь, малая, никакая тварь тебя здесь не обижает?».

Возможно, в этом все дело? В хорошем парне на хорошей машине? Который защитит и подбодрит. Который не даст в обиду слабого. У него крепкое тело и сильные руки. Он не кончал университетов и не знает умных слов. Он просто живет. По понятиям.

Что толкало Сергея Бодрова, хорошего мальчика и аспиранта МГУ, с диссертацией на тему «Архитектура в венецианской живописи Возрождения», воплощать этот мир черных «БМВ» и «правильных пацанов» в кожаных тужурках? Мир криминального и социального дна, о котором он, выкидыш высококонцентрированной богемной среды, мог судить лишь вприкидку и вприглядку?

Сергей однажды признался, что меньше всего ему хочется прожить тихую жизнь интеллигента в треснутых очках. Вот и бросил он свою венецианскую живопись, и окунулся туда, о чем имел самые приблизительные представления, что было ему чуждо на генетическом уровне. Конечно, очень важно уметь видеть различные сферы жизни, но все-таки есть вещи, играть с которыми без должного опыта не стоит. Не стоит заглядывать в самые темные социальные и человеческие закоулки, если ты рос в хорошей московской семье, смотрел мультики про пиратов и объедался клубникой летом на бабушкиной даче.

Но успех «Братьев» задавил Бодрова еще раньше, чем это сделал Кармадонский ледник, и во многом определил его дальнейшее творчество. Сразу вспоминается Жеглов, который говорил Шарапову: «Ну посмотри на себя — какой из тебя шофер и бывший лагерник? У тебя же все десять классов на лбу написаны!». Вот точно также аспирантура МГУ была написала на лбу у Сергея. А он снимал по-балабановски... Чернуху.

Основной феномен Бодрова состоял в том, что он никогда не пытался что-то играть или изображать. Даже на экране, вживаясь в своих героев удивительно естественно и легко, Сергей оставался собой. Он просто был. Не раздувался от ощущения собственной значимости, не кидал понтов, не светился на тусовках. Он вообще очень просто переносил собственную известность, ни на секунду не теряясь среди всеобщего обожания. Он знал, как быть собой в жизни. Но окончательно потерялся, пытаясь стать собой в творчестве.

Сергей Бодров исчез так же неожиданно, как и возник. Когда этого никто не ждал. Тридцать лет, сумасшедшая популярность, грандиозные амбиции... Я пересмотрела все его фильмы. Я видела многие передачи с его участием и читала интервью. Он мне очень нравился как человек. Поэтому я до сих пор думаю, что Бодров действительно исчез. И просто не хочет отвечать на звонки. Абонент временно недоступен.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

7 комментариев »

  • Написано отлично!

    «Но окончательно потерялся, пытаясь стать собой в творчестве.»

    Пожалуй, лучше о его творчестве и не скажешь. Ну не понимаю я, зачем романтизировать преступников? Робин Гуд — это одно, а герои Бодрова… Не мои герои, вообщем )

    Комментарий | 3 июля 2009
  • Сосредоточенный

    Умный текст. Благодарю.

    Комментарий | 4 июля 2009
  • Волшебник

    Написано отлично, слог и вкус — все есть. Волшебница пишет про правильных героев;)

    Именно вот из таких вот интеллигентов, очкариков-толстолобов вырастают нормальные мужики, которые восстанавливают вселенскую гармонию клинком и словом.

    Те, кто не размазывал кровь по лицу, кто не терял свою крышу на крутых поворотах и не восставал из пепла, врядли поймут о чем рассказывал Данила.

    Покойся с миров, брат. Вечная память и уважение от соратников.

    Комментарий | 4 июля 2009
  • dingoweb

    «Он просто был».

    Зримый текст, очень понравилось. Спасибо.

    Комментарий | 5 июля 2009
  • Tod

    Тоже очень понравилась статья! Бодров, конечно, культовая личность, хотя более точно сказать «значимая» — таких рождаются единицы... а умирают многие очень рано:( тотальная несправедливость жизни.

    Комментарий | 6 июля 2009
  • alen

    Не соглашусь с утверждением: «Не стоит заглядывать в самые темные социальные и человеческие закоулки, если ты рос в хорошей московской семье». Те, кто рос в этих закоулках, увы, не смогут о них рассказать. Неужели вы считаете, что Художник в своем творчестве должен опираться только на личный опыт? Такие ситуации, скорей, исключение...

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Этот текст победил, потому что он — лучший. У меня не было ни единой — никакой вообще — претензии по форме. И Бэкки дала отличное содержание — Бодров был и остается событием в отечественной культуре, может быть, неоднозначным, но — весомым.

    И я тоже очень хочу верить, что дело именно в том, что этот абонент просто временно недоступен.

    Комментарий | 16 июля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём