Памятник Ленину | Немного обо всём
июля
07
2009

Памятник

Памятник Ленину

Памятник Ленину

Конкурсная работа.

Автор: Ратник


Сидя и стоя, с газеткой или без, из армированного бетона или алюминия, а иногда — бронзы, этот человек украшал собой практически каждое селение, начиная от кавказского аула, и заканчивая Главным Городом Империи.

В этих памятниках — целая эпоха. Их миллионы, и они разбросаны по всему миру. К ним неоднозначное отношение: кое-где они пали под резаками охотников за металлом, в других местах их снимали с постамента под торжественную музыку, а где-то до сих пор возле них стоят почётные караулы. Бывает и так, что памятник продолжает существовать как бы по инерции; вот он есть, и тут же его вроде как и нет, — настолько он стал привычен глазу.

Именно такова судьба и этого памятника.

В бетонной голове памятника память. В ней — воспоминания о митингах и собраниях с обязательными охапками цветов и духовым оркестром. Памятник помнит мамаш с колясками и их детей; он видел, как дети росли, как им надевали красные галстуки под нестройное пение горнов и спотыкающуюся барабанную дробь. Подле него десятки тысяч раз хором и поодиночке произносили «торжественно клянусь!» Сотни часов, составленных из «минут молчания», он слушал тишину толпы. Он был свидетелем праздничных салютов и траурных залпов, без него не обходилось ни одно мероприятие, а некоторые посещали его даже в семейные торжества.

Как он может забыть недалёкого умом комсомольца, тайком водрузившего на его голову кепку? В его памяти все этапы того расследования; наверняка ему запомнилось, как продавщица из близлежащего магазина вертела в руках уже снятый головной убор и вспоминала имя юноши, который накануне приобрёл такой же. Следующий эпизод он тоже должен был запомнить: смущённого комсомольца, мать которого совала человеку в погонах тоненькую пачку «красненьких». Он не слышал всего разговора, до него долетали только обрывки фраз: «...пожалуйста», «...всё уладим», «...больше никогда...»

И не забыть памятнику маленького ростом человечка, не дававшего ему спать. Тот частенько приходил поздней ночью, будучи пьяным. И часами памятнику приходилось выслушивать бессвязный, но душевный монолог, в котором человечек ругал жену, власть, кому-то грозил, задавал вопросы, на которые памятник никогда не отвечал. Человечку это было и не нужно — он сам находил ответы на свои вопросы, а утомившись от «разговора» с самим собой, укладывался спать прямо возле постамента.

Теперь нет ежегодной бронзовой или золотой окраски. Нет и толп, собирающихся возле постамента и смущающих уединение памятника громкими речами. Он просто борется с Его Величеством Временем.

В этой борьбе памятник потерял нос и обе кисти рук. Наверное, он очень благодарен человеку, изготовившему протез из слепка собственной руки. Ничего, что размер не тот, так всё же лучше, чем совсем без неё. Вот со второй рукой совсем худо: по замыслу скульптора она сжимает газету, но бетонная «периодика» довольно увесиста, и поэтому рука постоянно отваливается. Раз в год (к праздникам) её прикрепляют на место, но спустя несколько дней злосчастная рука снова отпадает. Зато с носом гораздо проще: он высоко и его почти не видно, поэтому никто не может ни ругать, ни хвалить работу доморощенного реставратора, слепившего новый нос для памятника. Пожалуй, реставрация — чересчур сильное слово для этих работ, более точное — латание. Памятнику всё равно, как это называют люди...

Об этих памятниках можно спорить бесконечно, равно как и о личности, в них воплощённой. Культура это, или целый срез эпохи, отраженный в памятниках? Неважно каких: штампованных, отлитых, вырезанных и так далее. Давайте назовём это иначе: массовый памятник, как по количеству, так и по тому, какое влияние он оказывал (оказывает) на массы. И, конечно же, это массовая память, частицу которой каждый из нас хранит в нескольких кластерах собственного мозга.

___________________________

Спонсоры блога:

Жизнь и творчество Бернарда Вербера, одного из самых популярных у нас зарубежных писателей, интересуют его поклонников почти в равной мере. Скачать книги Вербера можно на сайте Novalit.ru.

Одна из древнейших стран мира, греция, сегодня является популярным морским курортом: тёплое чистое море, наследие древности и хороший климат привлекают туристов со всего мира.

Профилированный настил или профнастил — материал, который широко применяется в облицовке стен, как кровельный материал или материал, из которого делают заборы.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

6 комментариев »

  • Галина

    Многослойный текст. Чуть сказочный — почему-то ассоциацией, очень вдалеке, звучит Андерсен. Привлекает интонацией и еще чем-то... Аурой, что ли...

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Грустная история. С такой ностальгической ноткой, нет?

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Статья разбудила странные, давно забытые чувства.

    Очень жаль, что ко многим памятникам такое отношение: нравится кому-то это или нет, но это наша история.

    Одна из статей, которую захотелось перечитать ещё раз.

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Ратник

    Ностальгия? Если и есть, то только по детству, юношеству.

    Я считаю, что есть два ощущения от чтения: просто чтение, и «торкнуло». Как-то так. Я старался, чтоб вас «торкнуло». :idea: В хорошем смысле этого слова, разумеется. Удалось или нет... Решать не мне. ОНО есть такое, какое ОНО есть. :???:

    Спасибо.

    Комментарий | 8 июля 2009
  • читатель

    «Один лишь дедушка Ленин хороший был вождь», как спел когда-то Егор Летов. Торкнуло. Он-память и история. Он имеет право стоять на площадях.

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Конечно, «торкнуло», Ратник :) Имела в виду ностальгию не по строю-власти-и . д., а просто по тем временам, детству, юношеству, да… Я вон до сих пор помню, как меня в пионеры принимали на площади у памятника Ленину. Подобного чувства гордости и фиг знает чего еще я больше и не испытывала )

    Комментарий | 8 июля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём