о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» | Немного обо всём
июля
08
2009

Он не захотел идти вниз...

Конкурсная работа.

Автор: Вадим Тарасенко (GreyVolk)

Этот роман я впервые прочел в журнале «Москва» в конце 80-х. Нельзя сказать, что он меня сразу захватил. После прочтения примерно его половины, а читался он долго, по мере выхода очередного номера журнала, для меня он проходил под рубрикой «Странная».  Да, безусловно, книга эта была необычная. Ничего подобного я до этого не читал. И сразу даже не поймешь в чем его необычность. Точнее, в чем больше всего была его необычность. Так как необычно было все в нем: герои, сюжет, способ подачи материала. Интервал между выходами номеров «Москвы» был стандартный — месяц, так что времени для обдумывания прочитанного было более чем достаточно. И я с удивлением для себя увидел, что под одним пластом этого романа, скрывается второй, под вторым — третий. Роман уже для меня не казался странным, он была уже увлекательным. И не только сюжетом, хотя и он был блестящ, как впрочем, все в этом романе. Благодаря интригующему, мастерски свинченному сюжету, я не уставал, читал роман запоем. Как только мысль начинала буксовать в этом нагромождении событий, ассоциаций, подтекста в несколько «подземных этажей», автор, словно чувствуя, одним махом менял все декорации разворачивающегося действа. Время мгновенно откатывалось назад на два тысячелетия, а Москва превращалась в Иерусалим. Помните? Сначала: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в  Москве, на Патриарших прудах...». А когда и Вас, как и героев романа, уже начинало размаривать от жары и таинственных разговоров, вдруг раз и: «В белом плаще с  кровавым  подбоем, шаркающей  кавалерийской  походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя  крыльями дворца  ирода великого вышел  прокуратор Иудеи  Понтий Пилат».

И только неторопливая, но занимательная трусца повествования начинала Вас все же  укачивать, как вдруг шпоры в бок, и рассказ пошел стремительным галопом: «Иван устремился за  злодеями вслед  и  тотчас убедился, что догнать  их будет очень трудно. Тройка  мигом  проскочила  по  переулку  и  оказалась на  Cпиридоновке».

Конечно же, сейчас я говорю о романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Вот уже почти семьдесят лет, с момента появления романа, идут споры, что же написал бывший киевский врач, модный московский драматург и в конце жизни глубоко несчастный человек, страдающий от забвения и мук страшной болезни, чьи метастазы плотно окутали тело. Сейчас, спустя двадцать лет, мне немного смешно над своими тогдашними попытками дойти до дна, до последнего пласта романа. Как можно измерить глубину бесконечности? И неважно, куда эта бесконечность ведет, вверх или вниз.

Потом я читал ранние редакции этого романа: «Черный маг», «Копыто инженера». Читал я и «Белую гвардию», и «Театральный роман». Я, конечно, не литературовед. Но у меня сложилось стойкой мнение, что вот все это: эти ранние редакции и все остальное писал один человек. А «Мастера и Маргариту» — другой. Первый — бесспорно талантливый, но человек. А вот второй... если рукой писателя не водили те силы, которых он описал в романе, то я ничего не понимаю.

В который раз читаю роман и вновь, и вновь натыкаюсь на не замеченное до этого. И в голове, как вспышка света, отразившегося от короткого римского меча легионера, вколачивающего медные гвозди в руки Христа, возникают ассоциации и мысли.

...  Да, человек  смертен, но это было бы  еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!

... Просто мессир не  любит электрического света,  и  мы  дадим  его  в  самый последний  момент.

... Иуду швырнуло вперед, и руки со скрюченными  пальцами он выбросил  в воздух. Передний человек поймал Иуду на свой  нож и  по рукоять  всадил его в сердце Иуды... Третий же присел на корточки возле убитого и  заглянул ему в лицо.  В тени  оно представилось смотрящему белым, как мел, и каким-то одухотворенно красивым.

Роман сравнительно небольшой. Даже нет и двадцати авторских листов. Не сравнить с глыбами Толстого. Но это тоже глыба, только глыба из значительно более плотного материала, чем та же «Война и мир». И поэтому весящая значительно больше. И эту глыбу Булгаков сумел вытащить на самую вершину человеческого гения. Выше только Неземное. Сизиф, вопреки воле богов, втащил свою ношу на пик! А что выше? Булгаков и сам, наверное, не знал: Бог, Дьявол? Или то и другое вместе? Как не может свет существовать без тьмы, а тепло без холода. В его романе действуют и Бог, и Дьявол. Только Бог в далеком прошлом, а Дьявол сейчас. Случайно? Или может у Бога не три сущности, а четыре? Четвертое измерение?

В любом случае выше только ТО, что неподвластно человеческому разуму. Оно настолько грандиозно, что подавляет человеческую суть и ослепляет ее. А разве можно разглядеть детали в слепящем свете, даже если взобрался на самую высокую вершину?

Так может лучше никуда не идти, а остаться тут, на вершине, в наслаждении вытянув избитые ноги и подставив израненную душу под этот слепящий свет? Мастер в романе попросил у Дьявола Покой. Булгаков не захотел идти вниз...

____________________________
Спонсоры блога:
Чтобы беременность и роды прошли гладко, позаботьтесь о своем здоровье заранее.
Между прочим, 9 месяцев — это вовсе не то, что вы сейчас подумали, это — форум для молодых родителей.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

5 комментариев »

  • dingoweb

    Отметила для себя Вашу работу, Вадим, вот по этим причинам:

    1. Булгаков М.А. и «МиМ» в моём личном шорт-листе того, что на все времена;

    2. интригующее название. Он не захотел идти вниз, он отказался от света, подарите ему покой — всё это весьма символично;

    3. просто нравится, наконец-то я вижу живого человека сквозь призму всего, что было. И мне нравится этот человек, нравится его видение одной из моих любимых книг, нравится разговор, который он ведёт со мной — читателем.

    Удачи Вам, GreyVolk.

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Ого! Действительно, зацепило! Даже несмотря на небольшую погрешность вначале, статья вызвала просто бурю эмоций! Пожалуй, это одна из лучших статей из тех, что я на этот момент прочитала! «Мастер в романе попросил у Дьявола Покой. Булгаков не захотел идти вниз...» — потрясающе!!!

    Удачи, GreyVolk!

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Irishfox

    Ой-ой-ой

    Булгаков — роскошный эссеист. Роскошный — верткий и легкий. Рассказчик отменный.

    А вот роман... С Толстым сравнивать? Поспешили вы.

    То, что ослепляет и подавляет человеческую суть — это не то, что «движет солнца и светила».

    Для кого Бог в далеком прошлом, для того и Люцифер — сейчас.

    «И теперь, когда нечего ждать,

    Кроме волчьей зари;

    Темная вода,

    И пламя бесконечной зимы —

    Это ж, Господи, зрячему видно,

    А для нас повтори:

    Бог есть Свет, и в нем нет никакой тьмы».

    Комментарий | 8 июля 2009
  • читатель

    Реальная мистика и мистическая реальность романа заворожила сразу. Мне не советовали читать его так рано, не детская это книга, но запретный плод сладок. Так и вошли в меня с детства и лунный свет, беспокоящий ждущего Понтия Пилата и вера в любовь, ради которой можно протрястись нагой целую ночь на балу у Сатаны.

    Странный, бередящий душу роман.

    Автору огромное спасибо за статью, очень человечно и мудро написано.

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Очень хороший текст.

    Текст писателя о писателе — это всегда само по себе явление. А уж о Булгакове столько сказано в критике разных периодов 20 века, что я просто не ожидала получить текст, не пропитанный чужими мыслями и идеями. Ан нет — автор справился прекрасно, на изгадив тему ни мыслями, ни языком.

    За это ему от филолога и поклонницы творчества Булгакова персональный респект и всяческая похвала.

    Комментарий | 14 июля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём