Памятник св. Вацлаву прага | Немного обо всём
июля
08
2009

Два Вацлава одной Праги

Конкурсная работа.

Автор: DiamondVita


Прага. Один из наиболее загадочных городов Восточной Европы. Город, хранящий на своих монументальных постройках отпечатки былой славы и не исчезнувшего и поныне величия. Собор святого Вита, Карлов мост, знаменитые на весь мир астрономические часы... Перечислять можно долго и при этом многие, даже никогда не бывавшие в этом городе, черепичные крыши которого поразительно напоминают пряничные домики, узнают тот или иной памятник. Кажется, что это место материализировалось из доброй сказки и предстало во всей неописуемой красе.

Начинать знакомство с Прагой можно из любой точки, но для старта всё же наиболее предпочтительными остаются два места. Первое — Староместская (Старгородская) площадь с теми самыми астрономическими часами. Второе — не менее интересное, но по времени более приближённое к современности. Да-да, ваша догадка верна. Речь идёт о Вацлавской площади, впечатляющий вид на которую открывается сразу же на выходе из станции метро «Мустек» (Můstek). Или же «Музеум» (Museum).

d184d0bed182d0be_1

Памятник святому Вацлаву

Выходишь из вестибюля подземки, построенной в стиле хай-тек, и сразу же попадаешь на огромную площадь. Контраст настолько разительный, что невольно начинаешь искать глазами конный экипаж или же прогуливающихся по брусчатке дам в длинных платьях и кавалеров в костюмах, модных в веке эдак восемнадцатом-девятнадцатом! Но главное не это. Площадь с одной стороны увенчана громадой Национального музея, дополнительным украшением которому служит памятник святому Вацлаву. Вот вам и лошади. Только бронзовые. Вернее даже не лошади, а одна лошадь, на которой восседает сам святой. Животное в последнее время привлекает больше внимания, нежели наездник. А всё потому, что у памятника не так давно появился своеобразный негатив, сотворённый руками современного эпатажного, но от этого не ставшего менее талантливым скульптора Давида Черны.

Заметьте, «негатив» написан без кавычек. Интересно, как у памятника может быть негатив, ведь он же не фотография или картина какая-нибудь! Оказывается, безудержная фантазия способна на многое.

Так второе произведение искусства, ценность которого, по мнению некоторых жителей Праги, весьма спорна, выглядит как всё тот же Вацлав на всё том же коне. Размеры — один в один с Вацлавом, появившемся на площади в конце 19 века. Но есть одно «но». Святой сидит на брюхе животного, а у лошади ещё и вывалился язык!

d184d0bed182d0be_2

Памятник святому Вацлаву

В чём смысл пародии современного скульптора, можно только догадываться, но уже то, что «перевёрнутый Вацлав» некоторое время простоял прямо напротив оригинала, говорит о многом. Говорит о том, что чехи не лишены хорошего чувства юмора. Указывает, что Западная Европа уже давно открыта к принятию столь непонятных на первый взгляд «чудес». По истории с этим памятником можно совершенно чётко делать определённые выводы. Например, об уровне развития и толерантности чешского общества. О свободе выражения мыслей и поступков. О возможности заявить о себе, не опасаясь, что тебя забросают камнями. А если и забросают, то не больно. Скорее, так, слегка погладят против шерсти загрубевшей, но всё же тёплой отеческой рукой.

Покрасовавшись некоторое время на Вацлавской площади, памятник «переехал» в пассаж «Люцерна», где его можно увидеть и сейчас. Подходя к этой громадине, подвешенной к стеклянному потолку, понимаешь, что даже на привычные нам вещи можно смотреть под разными углами и сознание, втиснутое в жёсткие рамки длительными рассказами о том, что можно и чего нельзя, начинает потихоньку разворачиваться. Ощущаешь, что внутри как бы раскручивается пружина, позволяющая двигаться дальше и делать из жизненных ситуаций весьма нестандартные выводы.

Скульптура закреплена так, что создаётся впечатление, будто она в любой момент может свалиться на голову! Понятно, что всё это весьма своеобразный «спецэффект», но инстинкт самосохранения не прекращает выполнять свою миссию. Невольно стараешься отскочить хотя бы на парочку шагов и рассматривать «произведение» со стороны, но в то же время хочется подойти поближе и потрогать лошадь за вывалившийся язык. Видать, подобное желание массовое, потому как язык отламывали не единожды и забирали его в качестве сувенира. Весьма странного надо сказать сувенира. Но, перефразируя Владимира Владимировича, можно сказать, что если язык периодически исчезает, значит это кому-нибудь нужно. И кому-то подобная дерзость приносит моральное удовлетворение. Но это уже тема отдельного разговора.

_________________________________
Спонсоры блога:
Во времена святого Вацлава никто и вообразить себе не мог, что подержанные автомобили вообще когда-либо будут существовать.

Интересно, а памятники — это тоже недвижимость или все же «движимость», потому что их можно перенести?

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

2 комментария »

  • Irishfox

    Люблю Чехию :arrow:

    Вот я думаю, откуда у этого памятника «ноги растут»?

    По преданию, святой Вацлав обязательно придет на помощь своим соотечественникам в трудные времена — и будет он верхом на белом коне.

    Так что замысел скульптора можно интерпретировать так: если даже времена настанут совсем абсурдные и конь волею судеб перевернется вверх ногами, то Вацлав все равно будет рядом.

    Вообще, святой князь Вацлав — это душа чешского народа, язык не поворачивается сказать «символ».

    Спасибо!

    Комментарий | 8 июля 2009
  • Irishfox так всё красиво рассказал, что и добавить-то нечего! :wink:

    Спасибо автору, я и не знала о этой пародии, хотя сам памятник видела несколько раз и читала о нём.

    Комментарий | 8 июля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём