«Служанки», Роман Виктюк. Оркестр эмоций | Немного обо всём
июля
08
2009

«Служанки», Роман Виктюк. Оркестр эмоций

sluzankiКонкурсная работа.

Автор: Гарцующий пони.

Ни секунды равнодушия. Близорукого зрителя лихорадит от приступа гомофобии, остальные бьются в конвульсиях от  знакомства с потаенными закоулками своего «Я». С первой ноты и до последнего вздоха зал утопает в атмосфере филигранных эмоций. «Служанки», эти вечные «Служанки».

Красота моего преступления искупит низость моих страданий.

Фабулу пьесы Жана Жене, третий десяток лет рвущей в клочья души театралов, можно описать в двух словах. Две служанки, Клер и Соланж, терзаемые завистью к красоте, богатству и утонченности своей госпожи, отправляют в тюрьму ее любовника и пытаются отравить Мадам. Хрестоматийный смысл «Служанок» — противостояние плебса и аристократии, приземленности и полета, прагматизма и возвышенности. Неужели, в крестовый поход за смыслом отправляются те, кто смотрит «Служанок» в пятый или одиннадцатый раз? Впрочем, Виктюк, позаботился о своем зрителе — вулканические фантазии Маэстро, виртуозно воплощенные на сцене, многократно отражаются и преломляются, удаляясь от сюжета.

Это дьявол уносит меня в своих душистых объятьях

Кресло в стиле модерн неторопливо раскачивается, нарастает музыкальное крещендо, где-то извне глухо стучит тамтам. Зритель впадает в транс, и жрецы Виктюка со знанием дела лишают его серости, убогости и обывательщины. Искусительные жесты, телодвижения на грани грехопадения... Во всем спектакле — ни единой разговорной интонации, исключительно «стихотворение в прозе», которое то струится сладострастным шепотом, то изрыгается истошным воплем.

Жестом, танцем, интонацией, мимикой, отшлифованными до умопомрачительного совершенства, Ангелы и Демоны Виктюка выволакивают на свет терпкие и пряные фантазии, а счастливый зритель и не подозревал об их наличии в своей монотонной жизни!

И он, опьяненный ароматом гладиолусов и резеды, с готовностью принимает отравленный липовый отвар, предназначенный для Мадам, и воскресает, окрыленный.

Формулу липового отвара с десятью таблетками люминала Роман Григорьевич заполучил от Жана Жене во сне. Вместе с требованием обескуражить целомудренного советского обывателя своей нетленной литературой. Маэстро наколдовал собственный рецепт приворотного зелья, сдобрив каждый жест, каждое слово и каждое движение тела энергетикой скрытого подтекста. Вслушайтесь, ведь это он, Виктюк, вопит зрителю горлом Бозина-Соланж:

«Я заставлю вас выпрашивать у меня этот яд, который, может быть, я и не соизволю вам дать!»

«Еще, еще!» — стонет зритель в экстазе.

Вы отвратительны, моя красавица

Согласно рекомендациям драматурга, в «Служанках» играют мужчины, именно мужчины. Без пошлых накладных бюстов, париков и прочих атрибутов травести-кордебалета. Актеры перевоплощаются в женщину и обратно еле уловимым жестом, движением бедра, поворотом головы, при этом оставаясь мужчинами. Актер столь естественно извлекает из себя женское начало, как будто надевает перед зеркалом любимый пуловер. Впрочем, по убеждению режиссера, мужское и женское начало имеется за душой у каждого. И зритель видит на сцене Мужчину, Воплощающего Женщину, жонглирующего «инь» и «янь». В шелесте взлетающих юбок, в карамельно-растянутых интонациях, в чувственных движениях совершенного тела рождается Красота, не имеющая пола.

Вы скажете, измученный авитаминозом зритель пришел за дозой «клубники со льдом»? Полно вам, он сыт ею до диатеза, до рвотного спазма. Те, кто пришивает Виктюку очередное обвинение в эпатаже или пропаганде гомосексуализма, вероятно, приобрели билеты на галерке  и что-то преувеличенно рассмотрели в бинокле.

Финал спектакля отдаленно напоминает фильмы Кустурицы: умерли все, после чего залихватски сплясали на небесах чардаш.

У Виктюка смерть и безысходность повержена феерическим театральным действом, зрелищность и многомерность которого награждается бушующим торнадо оваций. Впрочем, Роман Григорьевич утверждает, что зрители аплодируют... себе. Своему освобождению от приземленности, обыденности и эмоциональной практичности. Как говорится в спектакле, Невозможно любить друг друга в рабстве.

___________________________

Спонсоры блога:

Смотреть сериал Клиника 7 и 8 сезоны в переводе MTV.

Если вам нужно составить бизнес план магазина, специалисты консалтинговой компании Intesco Research Group сделают это наилучшим образом.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

2 комментария »

  • Галина

    Гарцующий пони!

    Ваш текст появился уже под занавес, и даже те читатели, которые смогли его увидеть, наверное, так и не успели пересмотреть свою личную «группу лидеров».

    На самом деле Ваш «Оркестр эмоций» звучит пьяняще, чувственно и безупречно гармонично — хотя гармония и не классическая. У Вас есть свой личный камертон, по которому Вы можете настроить восприятие читателя.

    На мой взгляд, этот текст — один из лучших.

    Спасибо.

    Комментарий | 9 июля 2009
  • Работа была вывешена последней, и вероятно, потому комментаторы и читатели, следившие за итогами конкурса, её не очень заметили. А зря: уровень достойный, материал подан хорошо. И это говорю я — человек, который Виктюка с его театральным потугами терпеть не могёт. :cool:

    Комментарий | 14 июля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём