«Чтец» (The Reader) | Немного обо всём
Апр
09
2009

«Чтец» (The Reader)

Афиша фильма (немецкий вариант)

Афиша фильма (немецкий вариант)

Автор: © Трубадурочка

Впервые он увидел ее в 1958 году. Ему было 15, ей — 36. Из случайной женщины Ханна Шмитц превратилась в любовницу, внимание которой льстило Михаэлю Бергу, юному мальчику, открывшему в себе ранние инстинкты и влечения.

Их роман продлился всего лишь одно лето. Внезапно она уехала, и мальчик, который не представлял, как найти в большой стране взрослую женщину, перевернувшую его жизнь, остался наедине с собой в ее квартире и плакал, свернувшись в клубок на кровати.

Второй раз она заставила его плакать в 1966 году. Михаэль учился в университете и посещал судебные заседания. Спустя восемь лет он получал престижное образование юриста, но продолжал любить простого контроллера электропоезда. В тот день он узнал о Хане правду и понял, почему она так отчаянно просила его читать вслух. На его глазах женщина, опечатавшая его жизнь своим исчезновением, взяла на себя вину за смерть заключенных концлагерей, потому что не смогла признаться в том, чего больше всего стыдилась: Ханна не умела читать.

Долгие вечера Михаэль читал ей вслух книги из своей школьной программы, и он не прекращал этого делать даже тогда, когда Ханна находилась в заключении. Она получала от него кассеты, на которые он зачитывал ее любимые произведения. Благодаря им она перестала бояться книг и взяла в руки «Даму с собачкой» А.П. Чехова.

Спустя двадцать лет после суда он увидел ее снова — несчастную, разбитую старую женщину, главным достижением которой стало умение читать.

Кадр из фильма "Чтец", велосипедная прогулка

Кадр из фильма "Чтец", велосипедная прогулка

Я не уверена, что фильм «Чтец» о любви. Скорее, он об игре. Михаэлю казалось, что он любит эту безграмотную женщину. Но, посылая кассеты с записью в тюрьму, он играл мальчишку, которому в сорок лет стали вновь доступны детские шалости. Он снова ощущал себя безымянным «ребенком», которого пригрела на груди взрослая женщина. Он боялся заговорить с ней, он не отвечал на ее письма и не навещал ее, он не оправдал ее перед судом, потому что, скрывая ее стыд, он прятал ее же от себя самого. Он просто отправлял ей кассеты, играя в игру, которая стала для него жизнью.

Если бы женщина, которая была старше Михаэля на 20 лет, была ему доступна, жизнь могла бы сложиться иначе, но мы не будем углубляться в гипотетические варианты, потому что именно такая судьба была у героев одноименного романа Бернхарда Шлинка. Роман «Чтец» лег в основу фильма и принес ему номинацию «Лучший адаптированный сценарий» на награждении премии Оскар-2009, а Стивену Долдри — номинацию «Лучший режиссер».

Роль Ханны исполнила Кейт Уинслет, женщина с удивительно светлым лицом. Изначально Ханну

К.Уинслетт на Оскаре-2009

К.Уинслетт на Оскаре-2009

Шмитц должна была сыграть Николь Кидман, но ее беременность пошла фильму на пользу, и сейчас уже трудно представить кого-то, кроме Уинслет, в роли резкой, но сентиментальной нацистки. Роль Ханны принесла Кейт Уинслет победу в номинации Лучшая актриса на церемонии Оскар-2009.

Юного Михаэля сыграл восемнадцатилетний актер Дэвид Кросс, а взрослого — великолепный мужчина Рэйф Файнс, знакомый нам по таким фильмам, как «Список Шиндлера» и «Герцогиня».

Сам фильм «Чтец» уступил статуэтку Оскар «Миллионеру из трущоб» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая операторская работа». Видимо, Академия решила, что сильные эмоции фильма ушли не в то русло. Режиссер показал то, что уже успели показать до него, — чувство вины Германии за ошибки своих предков, за преступления XX века. Но политический антураж фильма все равно ушел на второй план.

Google Bookmarks Digg Reddit del.icio.us Ma.gnolia Technorati Slashdot Yahoo My Web News2.ru БобрДобр.ru RUmarkz Ваау! Memori.ru rucity.com МоёМесто.ru Mister Wong

8 комментариев »

  • Valentina1888

    Трубадурочка — молодца! :smile: Всё так легко изложено... Обязательно посмотрю фильм, как только найдётся минутка. Буду сравнивать. :wink:

    Комментарий | 10 апреля 2009
  • gvezdnyj svet

    Обязательно смотрите! Фильм отличный! И проблематика в нем заявлена даже шире, чем в рецензии описано.

    Комментарий | 10 апреля 2009
  • Да, фильм неплохой)

    Вообще люблю фильмы с историческим контекстом, они колоритны обычно и сняты достойно. Попадаются вообще шедевры, типа «Легенды о 1900», где и сюжет — изюм, несмотря на попсовость, и режиссура обалденная, и декорации…)

    Кстати, в «Чтеце» понравилось, что сумели передать тему секса (причем довольно сложную — подросток и зрелая женщина), не скатившись в банальную порнуху, как это частенько бывает. Это показатель мастерства режиссера, имхо. Хороший фильм, короче. Не гениальный, но добротный)

    Комментарий | 16 апреля 2009
  • gvezdnyj svet

    Да, про тему секса согласна на все сто. Вообще период их романа отлично дан, и в эпизодах в его семье, и в велосипедной прогулке, и вообще везде. :)

    Кстать, вопрос как к историку: любишь фильмы с историческим контекстом только зарубежные или наши тоже?

    Я вот наших, отечественных, лент последних лет уже просто опасаюсь. После ужасного «Адмирала» — так и вообще.

    Комментарий | 16 апреля 2009
  • Если честно, я тоже стараюсь вообще не смотреть наши фильмы. Ибо шокируют крайности такие: либо жуткая чернуха, грязь, нищета и убожество (как будто в жизни мало этого; да еще под щедрым соусом «душевной широты», которую я все никак не вижу в упор), либо гламурная и позитивная до идиотизма комедия а ля «метросексуальчеги, возрадуйтесь!!! Все хорошо!!!»… Всегда интересно было, сколько розовых таблеток кушает сценарист в час)

    Правда, сразу оговорюсь: давно уже не слежу за отечественным кинематографом. Может, что-то кардинально поменялось за последние три-четыре года…

    Собсно, из раскрученного более-менее приличного кино у нас есть только Михалков) Но в его фильмах есть один серьезный недостаток. Это сам Михалков. Если убрать его из «Двенадцати» и «Сибирского цирюльника» (в последнем еще и главный герой переигрывает изрядно,имхо), то были бы отличные фильмы.

    Классное историческое кино было в СССР, имхо. Ну, с поправкой на технологии, общие мировые тенденции и наши местные «специальные правды», конечно. Так, чисто навскидку: «Варяги», «Петр I», про Шерлока Холмза с Ватсоном, про Екатерину Великую, про Оливера Твиста… Да вообще любой практически фильм был хорош — «дух эпохи» чувствовался, пусть и далековатый от реальности (но этим и голливуд грешит).

    З.Ы. Из того, что попало на глаза за последние годы, более-менее приличные отеечественные: «Слушатель» (идея оригинальная), «Розыгрыш» (жизненно довольно проблематика школьнегов нынешних дана, хотя и отгламурено), «Остров» (тебе понравится, возможно; мне просто «русская идея» чужда), «Новая Земля» (негламурно и оригинально, но кроваво, плюс концовку залажали и классику, сцуки, плагиатят — Жилин там у них и отдаленный аналог Костылина))

    З.З.Ы. Про тему секса :) «Вкус крови» не смотрела?

    Комментарий | 16 апреля 2009
  • gvezdnyj svet

    Во, по вкусам в кине примерно совпадаем. :) Мне «Остров» и правда очень нравится, хотя с русской идеей у меня тоже туго — польские евреи дают себя знать, видимо. Ы))

    «Вкус крови» запишем на просмотр, ога. ;)

    Комментарий | 16 апреля 2009
  • Судя по всему, фильм грустный. Мммм... но я бы посмотрела ради Кейт Уинслет. Очень она мне нравится. Я смотрела не очень много фильмов с ней, но те, которые видела, считаю оч. достойными, даже «Отпуск по обмену». Там Уинслет бесподобна! :) )

    Комментарий | 18 апреля 2009
  • gvezdnyj svet

    Фильм действительно достаточно грустный, но смотреть стоит несомненно. Очень сильные роли у главных, очень мощная тематика, очень хорошо всё сделано. Это, пожалуй, один из самых заслуженных Оскаров.

    Комментарий | 18 апреля 2009

RSS feed for comments on this post. TrackBack URL

Оставить комментарий

© 2009 Немного обо всём